Классификация междометий

Междометия делятся на две группы:

  • 1) эмоциональные, используемые для выражения чувств (эмоций), например радости, удивления, испуга, возмущения, но без названия их: ах! эх! бис! браво! ура!Ура! Наши победили! Бис! Браво!;
  • 2) побудительные, используемые для выражения желания говорящего, побуждения к действию кого-либо, например: тсс! алло! цыц! стоп! цып-цып! (Алло! Кто у телефона?; Тсс, молчать!; Стоп, дальше ехать нельзя!).

К побудительным близки междометия, которые обслуживают сферу этикета и используются для выражения приветствия, благодарности, извинения: Здравствуйте (Иван Иванович!); Спасибо (за помощь); Извините (за беспокойство); Простите (за вторжение). Как видно из примеров, этикетные слова открыты для обращения (Иван Иванович), могут иметь при себе зависимые слова (за помощь, за беспокойство, за вторжение).

Междометия употребляются обычно в устной речи. Поэтому выражаемые ими эмоции во многом зависят от интонации, что обусловливает способность многих междометий выражать различные чувства: ах! ох! ух! о! ой! Например, ах может употребляться при испуге: Я пришел тебе сказать, что меня теперь ищут...Ах! вскрикнула Соня испуганно (Ф. Достоевский); при выражении восхищения: Ах, какие это были ночи! Что лучше их (В. Гаршин); при выражении горя, сожаления: Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! (А. Пушкин), возмущения: Матрена! — закричал Дмитрий Степанович. — Ах, баба проклятая (А. Н. Толстой). Междометие ой выражает испуг: Ой! Геннадий Демьянович, батюшка, помилосердствуйте. Не убивайте (А. Островский); удивление: Сколько каждый такой самоварчик [котел] должен весить? Пудов восемьсот, я думаю?.. — Нет, побольше, тысячи полторы. — Ой-ой-ой (И. Куприн); радость: Я тебе приятное приготовила... Покупаю у старухи Кугушевой дом — вот садик-то наш разрастется, а? — Мамочка, ой, как хорошо (М. Горький); сожаление: Теперь ему так живется — ой-ой-ой! Даже выпивать с горя начал... А давно ли обвенчались (М. Горький).

Некоторые междометия ассоциируются с выражением только каких-либо определенных чувств: презрения (тьфу), с призывом к чему-либо, например к молчанию (тсс), к прекращению какого-либо действия (цыц), к удалению чего-либо (долой, прочь):Цыц, Розка, — говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, — цыц! (Д. Григорович); Долой тиранов! Прочь оковы! Не нужно гнета, рабских пут! (Из песни).

Одно и то же чувство может быть выражено разными междометиями — иначе говоря, среди междометий можно выделить синонимические ряды:

Ох! Вот ведь какая судьба!

Ах! Удивительно злая судьба!

Ох! Вот ведь какая судьба!

Ах! Поразительная судьба!

(Н. Матвеева)

Ехал солдат лесом, ехал целый день.

(Ай-ай-ай-ай! Ой-ой-ой-ой!)

Ель, сосна. Да!

А навстречу — бабка, глупая, как пень.

(Ай-ай-ай-ай! Ой-ой-ой-ой!)

Говорит она...

(И. Матвеева)

Неясность чувств, выражаемых по поводу едущего солдата и идущей навстречу бабки, подкрепляется и расплывчатостью употребляемых восклицаний-синонимов.

Отдельную группу составляют звукоподражательные слова (гав-гав, хрю-хрю), которые, с одной стороны, как междометия, не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, а с другой — в отличие от собственно междометий не выражают каких-либо чувств. В языке немало звукоподражательных слов, которые передают по традиции те или иные звуки (часы ходят "тик-так", петух поет "ку-ка-ре-ку", человек смеется "ха-ха"),

О закреплении тех или иных звукоподражательных слов за определенными проявлениями человеческой деятельности, связанной со звучанием, свидетельствует устойчивое их использование в литературных произведениях. Например, в "Песне о блохе" (в переводе из И. В. Гёте, музыка М. Мусоргского):

Жил-был король когда-то,

При нем блоха жила,

блоха, блоха!

Милей родного брата

Она ему была:

блоха... Ха, ха, ха, ха, ха!

Блоха? Ха, ха, ха, ха, ха!

Блоха!

Зовет король портного:

"Послушай ты, чурбан!"

Для друга дорогого

Сшей бархатный кафтан!

Блохе кафтан? Хе, хе, хе, хе, хе!

Блохе? Хе, хе, хе, хе! Кафтан?

Ха, ха, ха, ха. Ха, ха, ха, ха!

Блохе кафтан!

Большинство звукоподражательных слов создается и употребляется отдельными лицами, которые передают таким образом индивидуальное восприятие каких-либо звуков, исходящих из окружающего мира. Примером может послужить "звуковое" изображение рытья земли для освобождения завязнувших в ней колес автомашины:

В две лопаты с двух сторон дружно мы начали копать землю...

Кряк, кряк. Дзень, дзень, дзенъ, кхы, кхы. Шлеп, шлеп, шлеп. Чмок, чмок. А, гадство. У нас узнаешь, как не даваться. Шлеп, шлеп. Глубже бери, все равно осядет. Чмок, чмок. И когда это будут у нас дороги? Кряк, кряк. Сам-то откуда?.. А зовут как? Буль, буль. Сергей. Глина... Из-под каждого колеса надо полкубометра выбрать. Шмяк, шмяк... Чмок. Трах! Серега распрямился, держа в руках обломок черенка лопаты (В. Солоухин).

Сомнительно отнесение к междометиям "глагольных междометий", т.е. бессуфиксальных отглагольных образований типа прыг, скок, так как они, хотя и являются неизменяемыми эмоциональными словами, все же имеют лексическое значение, соотносительное с глагольным, и выступают в предложении только в роли сказуемого (Лягушка прыг-скок и ускакала).

По своей структуре междометия могут быть простые, т.е. первообразные, непроизводные (ах, ох), сложные, образованные повторением одного и того же междометия или соединением разных междометий (кис-кис, дрынь-брынь), а также составные, представляющие сочетания слов (о Боже, слава тебе Господи, леший возьми).

Ещё публикации по теме: