Морфологические классы глаголов

Все глаголы, за небольшим исключением, по признаку одинакового соотношения основ прошедшего и настоящего времени объединяются в словоизменительные классы и группы. В основе противопоставления классов группам лежит понятие продуктивности словообразовательного типа. В классах сосредоточены глаголы с таким соотношением основ прошедшего и настоящего времени, которое характеризует глагольные суффиксальные новообразования. В группах, напротив, сосредоточены глаголы с индивидуальным соотношением основ, с беглыми гласными в основах — этими особенностями не обладают вновь образуемые суффиксальные глаголы. К словоизменительным группам относятся всего около 400 немотивированных глаголов, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок и постфикса -ся.

В классах и группах выделяются два типа соотношения основ:

1) основы прошедшего и настоящего времени не совпадают, что свойственно большинству глаголов; 2) основы прошедшего и настоящего времени совпадают, что присуще лишь около 40 немотивированным глаголам, выделенным в особую группу.

В качестве показателя класса или группы выступает соотношение взаимозаменяемых конечных частей основ прошедшего и настоящего времени. Первый элемент показателя представляет конечную часть основы прошедшего времени, второй — конечную часть основы настоящего времени; например, показатель класса [аaj] сигнализирует о замещении конечной части основы прошедшего времени -а- конечной частью -aj- в основе настоящего времени (игралаигр[aj]-ym); показатель группы [у—yj] сигнализирует о замещении конечной части основы прошедшего времени -у- конечной частью -yj- в основе настоящего времени (дула — д[yj-y]m).

Продуктивные классы глаголов. Глаголы с продуктивным соотношением основ делятся на пять классов.

Деление глаголов на классы

Класс

Исход основы прошедшего времени

Исход основы настоящего времени

I

-[а]-

-[aj]-

II

-[е]-

-[ej]-

III

-[ова]-

-[уj]-

IV

-[ну]-

-[н]-

V

-[и]-

нуль

I класс включает глаголы с показателем [а — aj]: зна-ла — зн[aj-y]m, обеда-лаобед[aj-y]m, мака-ла — мак[аj-у]т. К этому классу относятся глаголы с инфинитивом на -ать (-ять), -ивать (-ывать), -вать, -ачать, -ичать, мотивированные именами, междометиями, глаголами: завтракать, ойкать, запевать, а также многие немотивированные глаголы: блуждать, валять, глотать, дергать, ласкать, купать, падать, сверкать, толкать, читать.

Глаголы I класса оказывают воздействие на глаголы группы I, 1а (см. далее), в результате чего некоторые глаголы этой группы имеют вариантные словоформы.

Глаголы I класса принадлежат к I спряжению.

II класс включает глаголы с показателем [е — еj]. беле-лабел[еj-у]т, обессиле-ла — обессил[ej-y]m. К этому классу относятся глаголы с инфинитивом на -ешь, мотивированные существительными и прилагательными: сиротеть, обезлюдеть, глупеть, белеть, а также некоторые немотивированные глаголы: болеть, владеть, греть, довлеть (книжн.), жалеть, зреть (поспевать), иметь, коченеть, млеть, натореть (разг.), одолеть, преть, прозреть, рдеть, сметь, спеть (созревать), тлеть, уметь, успеть, хиреть, цепенеть.

Глаголы II класса с ударением на основе типа ржа́веть (и приставочных заржа́веть, проржа́веть), вы́здороветь, обесси́леть, опосты́леть, опроти́веть, ста́реть(ся), а также прозреть подвергаются воздействию глаголов группы II, 1а, в результате чего появляются вариантные словоформы.

Глаголы II класса принадлежат к I спряжению.

III класс включает глаголы с показателем [ова — yj]: заведовала — завед[yj-y]m, рисова-лаpuc[yj-y]m. К этому классу относятся глаголы с инфинитивом на -оватъ, -еватъ, (за исключением глаголов I класса издеваться, намереваться, недоумевать, обуревать, подозревать, сомневаться, увещевать, уповать) — мотивированные глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть), -изирова(ть), -изова(ть), -ствова(ть), -ествова(ть), с компонентом -фицирова(ть): штрафовать, асфальтировать, бронировать, национализировать, усердствовать, электрифицировать), а также некоторые немотивированные глаголы: аккредитовать, ассигновать, аттестовать, баловать, бастовать, брезговать, бушевать, вербовать, воевать, волновать, ворковать, гарцевать, диктовать, жаловать, жевать, заведовать, клевать, ковать, плевать, сновать, совать.

Глаголы III класса принадлежат к I спряжению.

IV класс включает глаголы с показателем [ну — н] (двинула — двин-ут, гряну-ла — грян-ут). К этому классу относятся глаголы с инфинитивом на -путь — мотивированные глаголы с -ну(ть), -ану(тъ), имеющие значение одноактности процесса: двинуть, кольнуть, сигануть (разг.), немотивированные глаголы, большая часть которых не имеет значения одноактности: вернуть, -вихнуть (с-, вы-), вспыхнуть, всмипнуть, вынуть, -гинуть (с-), гнуть, грянуть, запнуться, кануть, льнуть, минуть, обернуть, обмануть, очнуться, -пахнуть (рас-, за-), поперхнуться, прикорнуть (разг.), прянуть (книжн., устар.), -прянуть (вос-, от-), рехнуться (прост.), -ринуть (низ-, от-), ринуться, рухнуть, -стегнуть (за-, от-, при-, рас-), тонуть, тянуть, улепетнуть (разг.), хлынуть, шелохнуться.

Глаголы IV класса принадлежат к I спряжению.

V класс включает глаголы с показателем [и] — нуль: (варилава[р'•а]т, шути-лашу[т'•а]т). К этому классу относятся все глаголы с инфинитивом на -ить, за исключением бить, вить, лить, пить, шить (гр. III, 1), гнить, почить (гр. III, 3), брить (гр. III, 4), -шибить (гр. X, 2г), принадлежащих к I спряжению, а также глагол чтить.

При образовании формы 1 л. ед.ч. в глаголах V класса имеют место чередования [т' — ч], [д' — ж], [с' — ш], [з — ж], [cm' —`ш'], [зд' — ж'], [п' — пл'], [б'—бл'], [м'—мл'], [в' — вл'], [ф' — фл'] купи-лаку[п'-а]т, но куп[л'-у]; водилаво[д'-а]т, но вож-у. Особенности отдельных глаголов: у глагола умертвить при образовании формы 1 л. ед.ч. конечное сочетание согласных основы [тв'] чередуется с щв[л'] — умерт-ви-лаумерт[в'-а]т, но умерщв[л'-у]; у ряда глаголов при образовании формы 1 л. ед.ч. вместо более распространенного чередования [т' — ч] имеет место чередование [т' —`ш']: обратить, поглотить, превратить (из-, воз-, со-, от-, пред-от-), развратить, защитить, прекратить, сократить, укротить, возмутить, смутить, ощутить, воплотить, поработить, посетить, осветить, просветить, освятить, посвятить, насытить, пресытить, восхитить, похитить, расхитить.

Некоторые глаголы V класса подвергаются воздействию глаголов I класса, в результате чего появляются вариантные словоформы.

Глаголы V класса принадлежат ко II спряжению.

Ещё публикации по теме: