Разбор глагола

Разбор глагола, одной из самых сложных частей речи, выполняется по известной опорной схеме:

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (инфинитив) и морфологические признаки:

Постоянные признаки (П.п.):

  •   вид,
  •   переходность,
  •   возвратность,
  •   спряжение.

Непостоянные признаки (Н.п.):
употреблён в форме

  •   наклонения,
  •   времени (только в изъявительном наклонении),
  •   числа,
  •   лица (только настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении),
  •   род (только в прошедшем времени единственного числа).

3. Синтаксическая роль глагола (простое и составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).

 Пример: На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.

1. (Лучи) разбудили - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Начальная форма (инфинитив): разбудить
Постоянные признаки (П.п.):

  •   совершенный вид,
  •   переходный,
  •   невозвратный,
  •   II спряжение.

Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

  •   изъявительного наклонения,
  •   прошедшего времени,
  •   множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

 

Для того, чтобы определить, какую роль играет глагол в нашей речи, давайте представим себе предложения без глаголов: я люблю кататься на санках – я на санках. Без глаголов практически невозможно полноценно выражаться и объясняться. Поэтому, глагол выполняет главную роль в русском языке. Когда мы строим предложения, то в них присутствуют слова со значениями предмета и его действия или состояния действия. И эти слова называются главными членами предложения. Кроме того, глагол дал жизнь таким частям речи, как причастие и деепричастие. Например: влюбить- глагол, от которого образовано действительное причастие влюби+ суффикс "-вш"+окончание "-ий" или деепричастие- влюбив.

 

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, осуществляют по следующей схеме:

  •  определение части речи;
  •  выделение окончания с объяснением его значения;
  •  подбор однокоренных слов и выделение корня;
  •  выделение приставки и суффикса;
  •  определение основы слова, в которой заключается лексическое значение.

 

Глаголы обозначают действие или состояние предмета, изменяются по временам, лицам и числам, и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Ещё публикации по теме: