Морфологические нарушения

Нарушения морфологического принципа орфографии охватывают множество написаний, в которых одна и та же морфема в разных фонетических положениях пишется по-разному и принцип единообразного написания морфем, таким образом, не соблюдается.

Случаи нарушения морфологического принципа:

1. Приставки на з(с). В опорных положениях, а также перед буквами звонких согласных пишется з, а перед глухими — с:

без- — бес-: безрадостный, безболезненный, но бесполезный;

вз- — вс-: взлететь, вздремнуть, но всплакнуть;

воз- — вос-: возмутить, возбудить, но воспитать;

из- — ис-: измять, избавить, но исписать;

низ- — нис-: низвергнуть, но ниспослать;

раз- — рас-: разнять, разбить, но распилить;

роз- — рос-: розвальни, роздых, но роспуск;

через- — черес-: череззерница, но чересполосица;

чрез- — чрес-: чрезвычайный, но чресполосица (устар.).

2. Приставка роз(с)- — раз(с)-. Под ударением обычно о, в безударном положении — а: ро́звальни, но развали́ться, ро́спись, но расписа́ние, ро́ссыпи, но рассыпа́ть.

3. Окончание И.п. ед.ч. имен прилагательных, причастий, порядковых числительных и местоимений м.р. Под ударением — -ой, без ударения — ый (после мягких согласных -ий): молодо́й, но но́вый; шесто́й, но пя́тый, четвёртый, прочи́танный.

4. Окончания и некоторые суффиксы имен существительных, прилагательных и наречий. Под ударением после шипящих пишется о, а без ударения — е: свечо́й, но ту́чей; межо́й, но сту́жей; лапшо́й, но кры́шей; плечо́м, но пла́чем; шалашо́м, но гусёнышем; петушо́к, но оре́шек; большо́го, но све́жего; большо́му, но све́жему; о большо́м, но о све́жем; большо́й (Р.п., Д.п., Т.п. ж.р.), но све́жей; горячо́, свежо́, хорошо́, но недале́че, неуклю́же (слово ещё пишется с ё).

5. Некоторые производные слова не сохраняют двойных согласных своих производящих: кристалл, но кристальный, кристальность (ср. кристаллизация, кристаллик; балл — балльный и т.п.), финн, но финка, финский; колонна, но колонка; оперетта, но оперетка, опереточный; тонна, но пятитонка.

6. Написание двух одинаковых согласных вместо трех на стыке некоторых морфем: ваннаванная, тоннапятитонный, ссудассудить, Одессаодесский и т.п.

7. Правописание некоторых корней с гласными а и о, а также с е и с и (единого правила написания нет: в школе они изучаются как корни с чередующимися гласными): гаргор (зага́р — загора́ть), зарзор (заря́ — зо́ри), кланклон (кла́няться — покло́н, поклони́ться), каскос (каса́ться — косну́ться), лаглог/лож (полага́ть — положи́ть, по́лог), плав — плов (пла́вать — плове́ц), растрос(т) (расту́ — росла́ — росто́к), скак/скачскоч (проскачу́ — проскочу́), макмок (мака́ть — промока́ть), равнровн (ра́вный — равни́на — ро́вный), бербир (беру́ — собира́ю), тертир (тере́ть — затира́ю), блестблист (блесте́ть — блиста́ть) и т.п.

8. В определенном смысле нарушением считается и неиспользование буквы ё в безударных положениях, написание безударного е в чередовании с ударным ё: вёзвезу, нёснесу, лёдледок и т.п.

Нарушения морфологического принципа — явление, в общем, нежелательное, но преодолеть или снять имеющиеся случаи такого нарушения далеко не просто, так как они закреплены длительной практикой письма.