1-й Международный образовательный форум

  • 786
Сергей Монахов:
"Консерватизм системы образования позволил ей устоять в самые тяжелые из постсоветских лет"

Идея проведения Международного образовательного форума возникла не случайно. Сегодня Россия пока отстает в информатизации своей жизни от других мировых держав. Наша страна прилагает усилия для того, чтобы переломить эту ситуацию, и при этом одним из приоритетов определена информатизация российского образования.
Информатизация образования - это процесс эволюционный или революционный? Система российского образования - это, прежде всего, система. И как каждая система, она консервативна. И в этом есть как свои плюсы, так и минусы.
Консерватизм системы образования позволил ей устоять в самые тяжелые из постсоветских лет. В то же время, как и любая другая система, образование трудно реформируется. Реформы требуют больших временных, финансовых затрат, серьезных организационных усилий. Конечно, систему можно сломать. Как поется в известном коммунистическом гимне "Интернационал": разрушить до основания, а затем. А вот что затем - большой, очень большой вопрос. Таким образом, реформа системы образования - это эволюционный процесс, и сложно ожидать от нее каких-то быстрых, качественных изменений. Система образования медленно реагирует на общественные вызовы и медленно создает новые образовательные возможности, а новые образовательные возможности в современной жизни предоставляют, в первую очередь, информационные технологии. И поэтому для нашей страны информатизация образования должна идти в революционном режиме. Не в догоняющем, а в опережающем варианте. Сделать это можно только усилиями всего российского общества.

А что мы видим сегодня? Последние два года в России набирают динамику федеральные программы информатизации и развития телекоммуникаций в образовании. Практически в каждом регионе идут свои региональные программы информатизации. Можно сказать, что произошел перелом в сознании педагогического сообщества, появилось понимание, что информационные технологии в образовании - это не какая-то научная фантастика, а это реальность.
В эти дни в Санкт-Петербурге уже второй год подряд Министерство образования Российской Федерации и Федерация Интернет Образования при поддержке нефтяной компании "ЮКОС" проводят Всероссийскую научно-практическую конференцию "Российская школа и Интернет". Все участники конференции, а это более двухсот семидесяти педагогов-новаторов практически всех российских регионов, присутствуют здесь, на этом форуме.

В России заработали неправительственные программы поддержки российского образования. Самой масштабной программой сегодня является проект нефтяной компании "ЮКОС" "Поколение.ru". В настоящее время в каждом третьем российском регионе в центрах Федерации Интернет Образования, созданных "ЮКОСом", школьные учителя осваивают интернет-технологии. При этом "ЮКОС" финансирует расходы по созданию центров обучения, а также совместно с регионом оплачивает все расходы по питанию, проживанию, проезду учителей к месту обучения. К 2005 году эта деятельность охватит большую часть территории нашей страны, а к 2006 году более четверти миллиона учителей станут участниками проекта "Поколение.ru". Надо сказать, что в проекте "Поколение.ru" все более активно принимают участие федеральные, региональные власти, коммерческие структуры, общественные организации. По сути, этот проект перестал быть благотворительным, он стал партнерским, а "ЮКОС" - это первая крупная нефтяная компания, которая предложила себя в качестве сильного партнера государственной власти и общественности в деле информатизации образования.

Участниками форума являются политики, представители научных кругов, образовательной общественности, предприниматели. Проблема образования давно уже никем не воспринимается как внутриведомственная. Общественные вызовы, они на то и вызовы, что они обращены ко всему обществу в целом, и образование - это сфера партнерства и согласованных усилий различных социальных сил.
Состав организаторов нашего форума можно обобщенно определить так: государственная власть, общество, общественность и бизнес. Да, в информатизации российского образования есть реальные сдвиги, но, конечно, пока рано радоваться успехам и бить в барабаны. Скорее, есть повод для оптимизма, и есть наработанный опыт. Опыт этот, в сущности, революционный, потому что Россия проходит в кратчайшие сроки тот путь, который другие страны проходили в течение десятилетий. И это вызывает пристальное внимание международного сообщества. В подтверждение к сказанному - очень представительное присутствие на нашем форуме уважаемых зарубежных коллег. В работе форума принимают участие представители Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, Финляндии, Канады и ряда других стран.

Во всем мире к глобализации отношение примерно одинаковое: кто-то воспринимает это слово как ругательное, а кто-то все-таки пытается понять суть и последствия этого объективного явления. Создаются международные сетевые экономические системы. В разных странах выравниваются требования к человеческому капиталу. По сути, создается мировое информационное образовательное пространство. Не приведет ли это к размыванию национальных образовательных систем? Как это скажется на образовании в моей стране?
Эти вопросы волнуют многих и в России, и в других странах тоже. Конечно, актуальность данной теме придает существующее технологическое неравенство различных государств. Мировое цивилизованное сообщество обречено на сотрудничество, в том числе и для противостояния новым угрозам. Противопоставить мировому средневековому варварству можно только мировые цивилизованные ценности. Какова в этом роль образования, информационных технологий, в частности, Интернета? Как сохранить в общем интеграционном процессе национальную идентичность? Эти вопросы также хотелось бы обсудить на нашем форуме.

Марк Теренций Варрон считал, что в основе этимологии слова форум лежит слово "фере" - "нести", и истолковывал его как место, куда выносили все споры в древнем Риме, а в более ранние времена выносились и товары. В современной жизни - это обсуждения, дискуссии, и представительный состав участников нашего форума, несомненно, позволит задать высокую профессиональную планку и в обсуждении, и в дискуссиях. И это принципиально важно, так как от исходной точности установки и понимания проблемы зависит конечная эффективность ее решения.
Организаторы форума понимают, что тема, заявленная сегодня для обсуждения, неисчерпаема. И поэтому мы не предполагаем, что по итогам форума появятся какие-то конкретные решения, формализованные в каких-то официальных документах. Как нам кажется, гораздо важнее прийти к взаимопониманию и согласию интересов.

Существует такой великий либеральный принцип: подглядывание. Когда у соседа хорошо, а у меня плохо, то почему бы мне не делать так, как делает сосед, тем более, что и сосед мне будет помогать, потому что ему же будет комфортнее жить, если я ему перестану завидовать. Давайте в течение сегодняшнего дня будем подглядывать друг за другом. И пускай это слово не смущает, давайте будем подглядывать друг за другом в высоком либеральном смысле.