Доклад: Деррик де Киркхове

  • 2008
"Обобщенный интеллект - это определенное состояние мышления, которое поддерживается сетями"

Фактически я представляю делегацию библиотеки Конгресса в Вашингтоне. В этой библиотеке я работал длительное время, хотя сам из Канады. Мой доклад называется "Интеллектуальные аспекты образования".

В Торонто три года назад мы проводили следующее исследование. Опросили 500 работодателей, у которых спрашивали: "Какие главные критерии они бы использовали при найме кандидатов на определенные посты в своей компании?" Каждый третий из опрошенных ответил, что критерий номер один - это способность человека работать в команде. Потом следовало умение вести себя в коллективе, выглядеть представительно. Это, на мой взгляд, интересное предпочтение. Третий критерий - умение составить бизнес-план.
Для меня очевидно, что не все люди умеют это делать. Например, я этого не умею, но десять лет подряд результативно занимаюсь сетевыми проектами.
О работе в команде я хотел бы говорить как о преимуществах объединенного интеллекта, как о новой модели человеческого понимания. Природа мышления изменяется, когда мы используем новые сферы деятельности и общения.

Новая психология очень важна для образования. Прежде всего, меняется процесс коллективного, командного осмысливания того, что мы делаем. Я не единственный человек, который обращает внимание на так называемое распределенное сознание.
Обобщенный интеллект - это определенное состояние мышления, которое поддерживается сетями. То есть все среды позволяют нам понимать самого себя и наше поведение. Очень важно определить, какая именно среда делает для нас что-то конкретное.
На Западе раньше были распространены три основных способа обучения. В основу первого способа легла греческая модель, суть которой - передача знаний от учителя к ученикам, которые сидят напротив этого учителя.

В эпоху просвещения, когда появился печатный станок, у образования возникли дополнительные возможности, они известны. Монтень, великий французский философ, сказал, что лучше иметь хорошую голову, чем хорошо наполненную голову. А другой французский ученый в это же время считал, что необходимо знать все наизусть.
В сетевом обучении все происходит иначе. И студенты, и преподаватели могут получать новые знания одновременно. Это означает, что обучению может быть подвергнут обобщенный интеллект.
Как преподаватель и экспериментатор одновременно, я позволю привести несколько примеров из своего последнего исследования. Недавно я работал в школах на острове Мадейра, недалеко от Португалии. В нем приняло участие 250 тысяч человек - 40 школ и один университет.

Что мы делали? Попросили участников этого эксперимента составить содержание учебного материала, полученного в классе, и поделиться этим с другими школами. Например, какая-то школа занималась экономикой, какая-то географией, а кто-то изучал воздействие евро на экономику. То есть каждая группа создавала свое собственное содержание, которое передавалось в режиме он-лайн. Различные школы делились этой информацией в цифровой форме с помощью учителя. Но на самом деле сам класс создавал это содержание.
В конце года за самое лучшее содержание учащиеся получали приз. Таким образом, мы быстро и мотивированно разработали хорошее понимание смысла работы и показали очевидные преимущества работы в сети.

Мы также побудили интерес к нормальной конкуренции, и она возникла между школами на основании сотрудничества. В общем-то, это традиционная модель, благодаря которой мы стимулируем работу в команде. Но что в этой модели нетрадиционно? У учащихся изменяется отношение к себе потому, что они выходят за пределы своей роли, чтобы получить информацию. У них возникает новое чувство позиционирования себя в этом поистине глобальном мире.
Исследование также показало, что, в принципе, любое преподавание можно проводить в режиме он-лайн. Но хочу сразу предупредить - не надо злоупотреблять режимом реального времени в сети, непременно стоит сохранить часы для традиционного преподавания.

Хочу упомянуть еще об одной программе, которая называется High Possession. Для того чтобы "запустить" этот проект в Торонто, я пригласил к сотрудничеству 250 итальянских студентов.
Мы попробовали свести воедино всемирные сокровища литературы и философии. То есть создать всемирную базу данных. Мы думаем, что российские библиотеки также могли бы участвовать в этом проекте.

Россия - очень большая и интересная страна, ее история связана с историей других стран. У России огромные возможности и перспективы. Интернет способен донести эту очевидную мысль практически до каждого жителя планеты.