Доклад: Владимир Васильев

  • 2785
"Интернет и преодоление технологического неравенства"

Выступает: Владимир Васильев

- Тема нашей сегодняшней дискуссии - это преодоление технологического неравенства. Иногда в литературе это называют преодолением цифрового разрыва - digital divide. Это действительно проблема достаточно серьезная, потому что в основном технологическое неравенство, начиная с середины восьмидесятых годов, сводилось к технологическому неравенству государств, компаний, к степени применимости компьютерных, а позднее - информационных технологий в какой-либо сфере деятельности.

Надо сказать, что проблема действительно глобальная, не зря в 2000 году на саммите в Окинаве обсуждался именно этот вопрос, и были приняты соответствующие решения. Понятно, что кто владеет информационными технологиями, те больше продвинуты с точки зрения конкурентоспособности, более устойчивы на рынке.
Более того, с каждым годом стоимость любого продукта или любой услуги, связанная с разработкой и внедрением именно программного обеспечения, повышается. То есть она растет так же стремительно, как и нарастают потоки информации. Проблема цифрового и технологического неравенства - обширная. Ясно, что даже в такой, можно сказать, часовой дискуссии все аспекты этих вопросов не рассказать.

Мы прекрасно понимаем, что использование информации тесно связано с технологией получения этой самой информации. Поэтому в своем выступлении я затрону именно те проблемы, которые касаются непосредственно преодоления цифрового разрыва в подготовке специалистов-профессионалов в области информационных технологий.
Если Россия собирается занять достойное место в XXI веке, то она должна не просто потреблять различные информационные технологии или программные продукты, но и сама стать активным разработчиком и продавцом информационных систем. Причем в различных сферах деятельности, связанных с экономикой, с разработкой баз данных, программного обеспечения и так далее. Речь идет, повторяю, о профессионалах-разработчиках.
Какова ситуация сегодня? Конкретные примеры показывают, что Интернет действительно сближает профессионалов в области разработки современных информационных технологий.

Через несколько дней в Санкт-Петербурге стартует полуфинал командного первенства мира по программированию, в котором принимает участие 350 команд. Среди них - представители почти всех республик бывшего СССР, за исключением Украины и Молдовы. Они будет соревноваться в режиме реального времени, находясь на связи также с Ташкентом и Тбилиси.
В начале 90-х годов едва ли не каждое учебное заведение сообщало, что оно готовит специалистов в области информационных технологий. В газетах того времени печатались объявления примерно такого содержания: требуется специалист с высшим образованием, знанием языка, компьютера и навыками вождения машины. Поэтому многие вузы, желая соответствовать требованиям момента, "преподавали" информационные технологии, подразумевая под изучением предмета основы компьютерной грамотности.

Вообще, на мой взгляд, положение в России достаточно острое. Хотя, общаясь со своими коллегами за рубежом, слышал, что у них "было точно так же". И выступления на различных конференциях, письма в правительство и пр. не приводили ни к каким результатам.
Слава Богу, рухнул NASDAQ, а вместе с ним и все акции наукоемких или интернет-программистских и информационных фирм. И вся эта не очень квалифицированная публика куда-то делась. Зато сразу были востребованы те люди, которые действительно понимают в новых информационных технологиях.

Мы столкнулись еще с одной проблемой. В высших учебных заведениях России, и на Западе это точно так же, практически не осталось преподавателей, способных преподавать современные компьютерные информационные дисциплины на современном и достаточно хорошем уровне. Таких профессионалов можно пересчитать по пальцам. Поэтому я солидарен со своим коллегой Ярославом Кузьминовым, который сказал, что Интернет в данной ситуации способен донести до учащихся именно современные информационные технологии. А точнее - различные дисциплины, связанные с современными информационными технологиями, с использованием тех педагогических кадров, которые есть в университетах. Их действительно немного, даже фамилии наперечет известны.
Существует и внутреннее противоречие в использовании Интернета. Цифровое неравенство ведь уже сегодня ощутимо. Прежде всего я имею в виду скорость доступа к информационным ресурсам. Это технологические ресурсы, это скорость доступа, который имеет потребитель к тем или иным информационным ресурсам. В России трудно получать образовательные приложения, уже не говоря о научных. Мало хороших мультимедиа, мало аппаратуры для проведения качественных видеоконференций между всеми участниками. Все это возможно делать только там, где есть нормальные каналы связи.

В моем Университете сейчас разработан трехмерный дисплей на базе принципов голографии, так я с ужасом думаю, что будет, когда начнется внедрение. Потому что трехмерная картинка несколько по-другому воспринимается, чем двухмерная. В завершение хочу проинформировать вас, что теперь я отвечаю за научно-техническую политику подключения сельских школ к Интернету.