Доклад Владимира Филиппова

  • 3224
"Государство, конечно, пытается делать что-то, но только в рамках тех лимитов, которые у него есть. А лимиты эти весьма ограничены. Проще говоря, не хватает денег"

Когда сегодня говорят о модерниза-ции российского образования, об инновациях в образовании, то в основном связывают эти понятия с грядущим единым государственным экзаменом.
Разумеется, это неверно, модернизация не исчерпывается введением ЕГЭ. Если же вернуться к теме нашего форума, то становится очевидным, что качество современного образования напрямую зависит от уровня его информатизации. Информатизация - одно из ключевых направлений повышения качества российского образования.

Благодаря сотрудничеству с бизнесом был выбран очень верный курс модернизации образования. Ведь как все происходило раньше при проведении различных реформ? Партия принимала решения, а на местах все ждали изменений. И это называлось "реформами, которые делаются для народа".
Как известно, в последнее десятилетие средств стало не хватать. Народ перестал верить в реформы, которые делаются ради него. Но зато пришло понимание, что любые реформы, любые серьезные изменения в обществе надо делать не просто для народа, а только вместе с народом.
Особенно это касается модернизации российского образования. Реформы в образовании нельзя делать без "реформы для учителя", реформы можно делать только вместе со всем российским образованием, и в том числе и вместе с учителем.

Ключевая тема модернизации образования - это информатизация образования. Почему ключевая? Да потому, что только на учебу в российскую систему образования ежедневно приходит тридцать три миллиона человек. Я еще не учитываю восемь миллионов детей, тех самых школьников, которые посещают различные дома творчества, различные образовательные факультативы... Все это мы называем дополнительным образованием детей и молодежи.
Таковы масштабы отрасли. Другой вопрос - каково качество нашего образования? Нам не хватает компетентных новых личностей в экономике, в политике, в управлении. Пока еще не все общество задействовано в воспитании новых личностей.

Михаил Борисович Ходорковский говорил, что ключевой вопрос повышения качества образования - это сотрудничество государства, бизнеса и всего российского общества. На мой взгляд, по этим трем направлениям мы недостаточно еще сплотили свои ресурсы и возможности.
Государство, конечно, пытается делать что-то, но только в рамках тех лимитов, которые у него есть. А лимиты эти весьма ограничены. Проще говоря, не хватает денег.
Но тем не менее есть принципиальные подвижки. Президент России сказал, и правительство, кстати, сразу отреагировало, что, дескать, хватит размывать небольшие суммы бюджета, чтобы по чуть-чуть, но ублажить всех. Выберите четыре приоритетных направления и профинансируйте их нормально, не по остаточному принципу.

Направления эти определены - образование, наука, правоохранительная деятельность и военная реформа. Именно эти четыре направления в бюджетах трех ближайших лет обозначены, как приоритетные.
Хочу остановиться на сотрудничестве с бизнесом. Недавно в Кремле Михаилу Ходорковскому был вручен почетный знак "За милосердие и благотворительность в образовании". Когда мы подбирали кандидатуры для награждения, то исходили из главного критерия - этим знаком должен быть награжден человек, который своей деятельностью не только способствует развитию образования, но и вовлекает общественность в решение проблем нашей школы.
Недавно мы в очередной раз обсуждали тему распределения полномочий и финансовых потоков между местным самоуправлением и субъектами федерации. Я много раз говорил и готов повторить опять: достаточно бюджетных денег на образование может быть либо при развитом капитализме, либо при развитом социализме. Нам не грозит ни то, ни другое. Значит, мы должны думать, где найти дополнительные внебюджетные средства.

Что планируется в ближайшее время в рамках информатизации образования по государственной линии?
Президент России поручил правительству сократить число федеральных целевых программ и вместо 150 оставить 50-60.
Так и сделали, сократив втрое число целевых программ. Одновременно поступило указание президента: создайте федеральную целевую программу информатизации образования с самым крупным, подчеркиваю, объемом финансирования, сопоставимым с советскими временами.

Два миллиарда долларов было выделено на программу информатизации российского образования. Одна треть должна поступить из федерального бюджета, две трети - из внебюджетных источников.
Очень важно, что такая федеральная целевая программа, рассчитанная на несколько лет, уже есть. Первый этап мы сейчас завершаем. Он рассчитан на два года. Что подразумевает на практике этот первый этап?
Мы в определенной степени завершили компьютеризацию сельских школ, доставив туда не только технику, но и электронный образовательный продукт. Сегодня сельские школы страны (я не включаю начальные) полного среднего образования имеют комплект из 25 CD-дисков, которых нет - и я это подчеркиваю - в девяноста процентах школ Санкт-Петербурга и Москвы.

Одновременно мы начали создавать систему повышения квалификации учителей. В этом году мы также проводим массовую компьютеризацию городских и поселковых школ, поставляя во все эти школы электронные образовательные продукты.
В ближайшее время начнут работать электронные образовательные порталы. Девять порталов для российского образования! По гуманитарным, естественным наукам... Все эти порталы мы будем не только поддерживать, но и развивать.
Мы также создаем электронную библиотеку. За два года в электронную библиотеку высшего образования мы вложим четыреста миллионов рублей. Сначала доступными будут пять тысяч книг, а через какое-то время - десять тысяч.

Но это - не просто сканированные книги, как может показаться на первый взгляд. Каждая электронная книга снабжена постраничной поисковой системой. Проще говоря, по электронным книгам вас водит умный гид, который точно знает, где находится нужная информация.
Мы также создаем Российский Государственный Открытый университет, который будет представлять из себя консорциум высших образовательных учреждений. Десятки университетов объединят свои ресурсы, предлагая желающим дистанционно получить высшее образование.

Второй этап программы информатизации образования связан с развитием информационно-коммуникационных технологий. Можно оборудовать школы компьютерами, можно поставить в них современные электронные образовательные продукты. Но остается проблема систематического доступа в Интернет.
В России есть особая категория школ - так называемые отдаленные сельские школы. Это специфика нашей большой страны. Когда мы только начинали поставлять компьютеры в сельские школы, я встречался с губернатором Красноярского края Александром Лебедем. И он мне сказал: "Мы обнаружили такие отдаленные поселения, что и вообразить невозможно! Там есть школы, дети хотят учиться. Привезли компьютеры им и только тогда узнали, что электричества в поселке нет и прежде никогда не было. Но компьютеры мы туда уже привезли. Что делать? Подключили к движкам, и на движках стали работать".

А телефонную линию к движку не подключишь! Поэтому с министром связи и телекоммуникаций г-ном Рейманом мы создали совместную рабочую группу, которая и определит, что надо сделать для обеспечения доступа к сети подавляющего числа школ.
По поручению президента Российской Федерации правительство подтвердило в перечне займов Всемирного банка на 2003-2005 годы специальный заем, который так и называется: "Информатизация российского образования". Это триста миллионов долларов.
Хочу подчеркнуть, что основная часть займа пойдет вовсе не на покупку компьютеров. На 90 процентов эти деньги будут потрачены по трем направлениям.

Первое - создание нового электронного образовательного продукта в массовом порядке и доставка его в школы. Второе - создание ресурсных центров почти в каждом райцентре Российской федерации. Для чего они нужны? Чтобы учить кадры и поддерживать их материально. Только так можно в учебный процесс внедрить новые технологии обучения. И третье направление - это массовое повышение квалификации учителей. Это как раз то, чем занимается уже несколько лет Федерация Интернет Образования.

В законе "Об образовании" есть определение самого процесса образования. Там написано, что это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Государство, как видите, стоит на третьем месте. А на первое поставлены интересы личности.
Что же сегодня мы предлагаем этой самой личности? Что именно предполагает качество обучения, если речь идет о более глубоких знаниях основ экономики, основ права и общественного устройства ?

Недавно одна из моих заместителей - г-жа Чепурных - после двух месяцев стажировки вернулась из США и рассказала, какие колоссальные ограничения введены сейчас в американских школах. Категорически запрещен, например, свободный доступ в Интернет. Это лишний раз говорит о том, что ученику на разных этапах его развития не вся информация может приносить пользу. Так вот, чтобы нам не вести потом работу по закрытию чего-то, надо уже сейчас тщательно отслеживать качество программных продуктов. И не только обучающих, с формулами и уравнениям - над развивающими продуктами надо прежде всего работать. Чтобы школьнику самому было интересно туда "влезть".

Ключевая задача образования - это создание, выращивание качественно новых кадров, настоящих лидеров, личностей. Другого пути в образовании у нас нет. И в ближайшие годы мы должны именно этому уделить главное внимание.